?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сарпова НаталияБерезин Сергей

Хочу в нашем блоге высказаться по острой статье московского риэлтора Сергея Смирнова REALTOR, GAME OVER на деловом портале РБК.

Статья, на мой взгляд, - со множеством интересных мыслей, ярких и точных образов, но в то же время и с долей упрощенного видения работы риэлтора. Думаю, что нашему обществу навязывается роль агента как посредника, что вредит рынку. Согласна, что трудно продавать в России консультационные услуги, особенно с развитием Интернета и выкладкой листингов онлайн в свободном доступе.

Но все же, после прочтения, кроме аплодисментов автору, (но не громких) остается ощущение недосказанности и легкого лукавства, если не сказать более жестко — просто в некотором роде издевки даже не по отношению к риэлтору, а к простому обывателю... и об этом хочется, в том числе, и поговорить....

Очень хорошо, что поднимается тема эффективности труда риэлторов. Ведь с чем сразу можно согласиться - это то, что труд петербургского риэлтора далек от эффективной модели. И к этому много объективных факторов. В том американском варианте, с которого, по мнению Сергея Смирнова, заимствована наша модель, есть существенные отличия. Во-первых, рынок домов в Америке – это в основном частные дома коттеджного типа. Все небоскребы, что мы видим на картинках, - это деловые кварталы, там совсем небольшой процент жилых помещений. Жить американцы все же предпочитают в пригороде, в частных домах с приусадебным участком. Благо активно развиваемая еще с времен Рузвельта сеть автодорог позволяет миллионам людей совершать ежедневные челночные поездки в городские офисы и обратно.

Идем далее, риэлторский бизнес с более чем столетней историей сформировал в Америке модель территориального, или, если так можно выразиться, «микрорайонного» деления рынка между агентствами и агентами. Агенты работают на конкретных территориях, и это позволяет им знать большое число местных жителей лично, и в свою очередь, быть узнаваемыми «в лицо». Конечно, и в своих микрорайонах есть конкуренция между агентствами, но для жителей это все-таки выбор между несколькими агентствами, а не между многими сотнями агентств и десятками тысяч агентов как в СПб или Москве.

Российские же агенты работают сразу по всему городу и даже с включением области, поэтому все мы очень много времени тратим на дорогу между объектами недвижимости. Много времени забирают рутинные операции по подготовке документов, посещению различных инстанций. Сергей Смирнов на своих семинарах утверждает, что правильный агент, как медицинское светило, должен появляться перед клиентом только дважды – в начале знакомства (первичный прием) и уже на подписании актов приема-передачи (аналогия – выписка выздоровевшего из клиники). Раздать напоследок еще раз визитки, похлопать клиентов по плечу и пожать руки. Все остальное должны делать специализированные помощники – делопроизводители, юристы и т.д.

Т.е. это еще одна отсылка к методу конвейерных продаж в недвижимости. Хотя мы уходим чуть в сторону, на мой взгляд, конвейерные продажи имеют право на существование, но не смогут стать доминирующей моделью российского рынка недвижимости. Ведь какая самая близкая аналогия? Это нотариальные конторы, где основной объем работы делает обслуживающий персонал, а сам нотариус тратит на каждого клиента буквально минуты. Но эта модель бизнеса не имеет карьерного лифта для других сотрудников, нотариус как правило покидает свой пост только «вперед ногами». Вряд ли десятки тысяч молодых и активных агентов на петербургском рынке захотят пожизненно оставаться статистами при «золотой команде».

А что касается Интернета как «убийцы» агентств недвижимости, то да, выполнить наиболее простую и приятную часть работы риэлтора по подбору вариантов клиенты могут и сами (с тем или иным качеством). При простом варианте «прямой продажи» могут и сами зарегистрировать сделку в одном из МФЦ или городских расчетных центров. Но, как я уже написала в статье «Зачем риэлтор поколению NEXT» на странице нашего Приморского офиса, чуть шаг в сторону – конвой в виде реалий нашей жизни стреляет без предупреждения. Сами клиенты, я уверена, не смогут увязать большое количество продаж и встречных покупок, которые выстраиваются, в так называемые «цепочки». Да и шансов нарваться на квартиру «с душком» - предостаточно.

Поэтому непонятно, зачем Сергей Смирнов, тоже будучи риэлтором, предрекает скорый крах нашей профессии. Если брать за аналогию название его статьи, то, как известно, в компьютерных играх за сообщением «Game Over» всегда появляется более позитивное сообщение «Start New Game?». Так что лучше сосредоточиться на повышении эффективности труда в нашей профессии. Буду рада высказываниям коллег по этому поводу.

Наталия Сарпова

Директор ООО "АДВЕКС. Приморское агентство" sarpova@advecs.com

+7 812 952-33-44

в соавторстве

риэлтором Сергеем Березиным

ООО «АДВЕКС. Приморское агентство» sergbe@yandex.ru

+7 911 819-5801

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
rudolf511
13 мар, 2014 08:02 (UTC)
"...интернет-убийца..."
Во многом согласен с Натальей и Сергеем. Что касается интернета - то еще очень большой вопрос, по кому он бьет больнее, по профессионалам рынка, использующим его, как отличный инструмент для работы, или по "продвинутым" гражданам, в которых он обманчиво вселяет уверенность в том, что они все знают, все просто, и можно все решить самим. Что же касается частых отсылок к американской модели - она у нас не прижилась и не приживется в силу многих абсолютно объективных факторов.
Вита
13 мар, 2014 16:44 (UTC)
Риэлтор капут:)
Целиком и полностью разделяю недоумение уважаемой Наталии по поводу подобных прогнозов человека, который сам находится в этом бизнесе.
Мне статья Смирнова не понравилась абсолютно! Не ясна цель ее написания,текст - сплошная примитивная демагогия, в которой красной нитью идет идея о ненужности специалистов по недвижимости. Как интересно - недвижимость есть, а специалистов быть не должно.
Так можно договориться до того, что и врачи не нужны, и учителя и т.д. - интернет всему научит и вылечит, и все остальное решит.
Что касается интернета, то, как это ни странно может звучать, им еще надо уметь пользоваться, чего многие потенциальные клиенты не умеют. Такой вывод я делаю даже из своего небольшого опыта. Пообщавшись со многими людьми, я поняла, какая у них каша в голове из этого информационного потока. Иногда человек не знает, чем он владеет, не то что, как распорядиться своей собственностью.
Короче, статью Смирнова считаю вредной:)))

P.S. Ой, вошла почему-то через другой ящик и меня тут не узнают знакомые лица. Это Стеценко Тамара была, Адвекс на Ланском.

Edited at 2014-03-13 16:47 (UTC)
solyanikirulyat
14 мар, 2014 04:33 (UTC)
Было бы здорово увидеть ссылку на статью, что бы не искать :)
solyanikirulyat
14 мар, 2014 04:44 (UTC)
http://realty.rbc.ru/experts/24/02/2014/562949990643688.shtml
Сергей себя популяризирует, вот и ответ. Хороший риелтор не посредник. Он продает выгоду- экономия времени, сил и нервов, а еще денег (ДА!), а также обеспечивает безопасность для клиентов. И если начинающий агент этого не может продать, то ему помогает агентство.
advecslanskoe13
14 мар, 2014 08:09 (UTC)
Светлана, спасибо за публикацию ссылки на статью Сергея Смирнова. У меня вчера не было возможности опубликовать ссылку.
Еще раз, спасибо!
solyanikirulyat
17 мар, 2014 11:52 (UTC)
Была рада помочь. Добавляйте в друзья, мне будет очень приятно :)
Sergey Berezin
14 мар, 2014 10:13 (UTC)
Ссылка на статью С.Смирнова REALTOR, GAME OVER
Хочу добавить ссылку на статью С.Смирнова REALTOR, GAME OVER
http://pics.realty.rbc.ru/experts/24/02/2014/562949990643688.shtml
А то при выкладке в ЖЖ ссылка увы потерялась....
Ольга Светлозарова
17 мар, 2014 11:10 (UTC)
К статье REALTOR, GAME OVER
А может стоит задуматься над текстом статьи под иным углом зрения? Уважаемые коллеги, Сергей в своей статье все время использует термин "игра в риэлтора". Может и правда, перестать играть, а стать профессионалами? Законодательство, психология, аналитика, финансы, инвестиции... Это очень скромный перечень наших с вами знаний. И именно их мы предлагаем нашим клиентам. Мы предлагаем свой опыт, информацию и время. Возможно, именно об этом говорит Сергей? Стоит начать ценить себя и свой труд. Тогда и клиенты будут понимать и ценить. Успехов всем на профессиональном поприще!
advecslanskoe13
17 мар, 2014 11:48 (UTC)
Re: К статье REALTOR, GAME OVER
Я думаю, что настоящих риэлторов клиенты ценят и ценить будут.
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow