?

Log in

Previous Entry | Next Entry

                                                                                                                                                                                                                              

Недавно здесь поднимался вопрос о том, почему некоторые люди не стремятся развиваться, не ходят для этого на обучение.
Причины выдвигались следующие:

  • Непонимание, зачем нужно обучение;
  • Завышенная или заниженная самооценка;
  • Недостаток информации о квалификации тренера и программе обучения;
  • Негативный опыт обучения;
  • Развитие и обучение не в приоритете у человека;  
  • Не видение причинно-следсвенных связей между обучением и тем, какие результаты оно дает в работе; 
  • Недостаток средств для прохождения обучения.
 
Действительно, все эти причины имеют место быть. Но это то, что лежит на поверхности, то, что проще всего сформулировать в виде причин.
Истинные же мотивы гораздо сложнее.
 
Очень важный момент обучения – это его возмездность. Важный он как для того, кто обучает, так и для самих обучаемых.
Обучение обязательно должно быть платным.
Человек устроен так, что то, что он получает даром, не ценится им, вне зависимости от реальной ценности полученного.
Этот принцип работает и при консультациях клиентов, и обучения касается тоже.
"Бесплатный сыр бывает только в мышеловке", "Кто платит, тот и заказывает музыку" - народная мудрость, однако. 
Посмотрим на процесс обучения с двух сторон - со стороны того, кто учит и со стороны обучаемого.
Тот, кто учит - прежде всего, отдает что-то свое. Это знания, опыт, плюс он тратит свое время, за которое он мог бы заработать деньги, уделить внимание себе и своей семье.
Что бы получить эти знания и опыт человек немало постарался, вложился в себя и свое развитие.
Будет ли разумный человек отдавать что-то, что досталось ему потом и кровью, просто так - бесплатно? Что-то подсказывает мне, что нет. 
В каких случаях человек-разумный будет отдавать? Когда ему это выгодно.
Выгода может заключаться непосредственно в деньгах - оплата за преподавание или косвенная. 
Даже если такой человек обучает совершенно бесплатно, он все равно будет иметь отдачу тем или иным способом от тех, кого обучал.
Сам же обучаемый, в случае бесплатного обучения, не может в полной мере воспользовать результами из-за недостаточно серьезному отношения, а также рискует заплатить за бесплатную услугу не деньгами а чем-то другим, не менее важным в жизни.

Это объясняет, почему люди часто не пользуются возможностью корпоративного обучения. У многих хорошо развита интуиция и они чувствуют тот подвох, который заложен в бесплатном сыре из мышеловки.
Вывод простой: за обучение нужно платить и платить немало. Тогда и из "учителя" сумеешь выжать по полной программе, и результатами с выгодой для себя  воспользоваться.
 
Для всех ли в приоритете стоит их личное развитие?
Очевидно, что нет.
Как эти приоритеты формируются?
Обучение – это способ познания, способ понимания мира и того, как он устроен.
У некоторых людей эта потребность удовлетворена и, соответственно, они не чувствуют необходимости в процессе обучения и познания.  А значит, у таких людей другие приоритетные потребности, на удовлетворении которых они сконцентрированы.
 
 
Что касается причинно-следсвенных связей и того, что многие не видят взаимосвязи между обучением и пополнением своего кошелька.


Я тоже не вижу прямой причинно-следственной связи между обучением и результатами работы.  Иначе самыми успешными были бы самые обученные, а в жизни, увы и ах, это не так.
И это вопрос скорее не об обучении, а об успешности, о том что это и какими способами она достигается.
Если коротко о моей позиции в этом вопросе, то успешность приходит с воспитанием. Если с этим засада, то успешность зубами вырывается в тяжелейшей работе над собой, которая имеет мало общего с обучением, а скорее лежит в плоскости психологии.
 
Подводя итог, я осмелюсь порекомендовать тем, кто проводит обучение, сосредоточиться на тех, кто сам пришел обучаться, и не думать много о тех, кто его по разным причинам проигнорировал – это нормально и закономерно, не обучением единым, как говориться.
Для тех, кто идет на обучение важно помнить о бесплатном сыре и месте его дислокации,  достойно платить преподавателю или тренеру (чтобы не попадать в зависимость от него) и максимально сосредоточиться на том, чтобы выжать все возможное за свои деньги из обучения.

Comments

( 83 комментария — Оставить комментарий )
agidelka
17 окт, 2011 13:30 (UTC)
А в ответ тишина :)
(Анонимно)
17 окт, 2011 13:57 (UTC)
...тишина..
Тишина в данном случае есть свидетельство напряженной умственной деятельности.Извилины так и цепляются друг за друга, а полушария не хотят переключаться....(Шутка юмора).На самом деле,Наташа, очень правильная статья, и я абсолютно со всем согласен,а я отношу себя к категории тех, кто любит и учиться, и учить, и имею значительный опыт и в том и в другом.Спасибо!Рудольф.
agidelka
17 окт, 2011 20:32 (UTC)
Re: ...тишина..
Рудольф, можно поцеляюсь к словам? ))
Вы правда именно ЛЮБИТЕ учиться и усчить?
И работу, может быть ЛЮБИТЕ?
Очень .... Очень важная тема, между прочим , о любви и работе и о любви к работе !!
Re: ...тишина.. - (Анонимно) - 18 окт, 2011 08:40 (UTC) - Развернуть
Re: ...тишина.. - rudolf511 - 18 окт, 2011 09:10 (UTC) - Развернуть
Re: ...тишина.. - agidelka - 18 окт, 2011 14:48 (UTC) - Развернуть
Re: ...тишина.. - rudolf511 - 18 окт, 2011 15:23 (UTC) - Развернуть
Re: ...тишина.. - agidelka - 18 окт, 2011 15:30 (UTC) - Развернуть
advecslanskoe13
17 окт, 2011 16:33 (UTC)
У нас недавно был бесплатный тренинг для работы на выставке недвижимости.
Кто-то из агентов пошел на тренинг, кто-то нет. Те, кто сходили, в анкете написали, что тренинг им понравился и был полезен.
Были смешными ответы тех, кто не был на тренинге. Некоторые написали, что "тренинг им бы не помог". Отпад! :)

Наташа, в твоей статье мне все понравилось. Для себя отмечу, интересную идею, что не эффективно за уши тащить людей на тренинги :)
agidelka
17 окт, 2011 20:36 (UTC)
Я бы уточнила, что Не эффективно для них самих в первую очередь.
Для тех, кто учит есть в этом некий смысл.

Вот почему при оказании услуги бесплатно или дешево прежде всего страдает сам клиент? Есть версии?
(без темы) - advecslanskoe13 - 18 окт, 2011 05:51 (UTC) - Развернуть
Сергей Николаевич
17 окт, 2011 14:41 (UTC)
Бесплатное образование тоже согласитесь неплохо.Тут зависит от желания человека получить знания.Можно с большим удовольствием посещать и бесплатные занятия.
agidelka
17 окт, 2011 20:27 (UTC)
Не соглашусь))
Качественные знания бесплатно на дороге не валяются. А если валяются, то неспроста.
Предположим, что желание обучающего получить знание велико. Как ему, простите, вытащить их из преподавателя, которому не оплатили его труд? И какой мотив у преподавателя еще может быть делиться опытом? ( А мотивы могут быть очень разнообразными и не все, уверяю вас, вам покажутся привлекательными). Так что, проще заплатить )))

Посещать бесплатные занятия с удовольствием можно, тут вы в точку попали!
Только уточните, от чего будет получать удовольствие " ученик" и за удовольствием ли нужно ходить на обучение?
Сергей Николаевич
18 окт, 2011 08:49 (UTC)
На обучение нужно ходить и за удовольствием и за знанием.Разве это не совместимо? Преподавателю его труд может оплатить предприятие для сотрудников,так что он не будет работать бескорыстно,а для сотрудников занятие получится бесплатным.Также думаю есть и преподаватели,которым и без денег интересно,что их слушают.
agidelka
18 окт, 2011 14:15 (UTC)
Сергей, "кто платит, тот девушку и "танцует". Конечно, может и работодатель оплатить обучение сотрудника, только сотрудника в итоге "оттанцуют", я непрозрачно на это в своей заметки намекаю :)

Удовольствие неизбежно и закономерно в тот момент, когда у человека какая-то потребность удовлетворяется.
Какая потребность удовлетворяется в процессе обучения, можете выделить?

Работать бескорыстно преподаватель может...вопрос только в том какого качества будет его работа.


Сергей Николаевич
18 окт, 2011 19:06 (UTC)
В процессе обучения удовлетворяется потребность получения знаний.Возможно не все ее хотят удовлетворять,но тем кто учится видимо это нужно! Христос кстати учеников своих не за деньги учил. Также можно вспомнить систему образования в СССР,как ниже написали.Не всегда в деньгах дело.
(без темы) - agidelka - 19 окт, 2011 13:49 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
18 окт, 2011 09:57 (UTC)
Некогда работающим агентам ходить на обучение!
Да и чему там можно научиться?
rudolf511
18 окт, 2011 13:37 (UTC)
Re: Некогда работающим агентам ходить на обучение!
Некогда точить тупой топор!Дрова рубить надо!
agidelka
18 окт, 2011 15:29 (UTC)
Re: Некогда работающим агентам ходить на обучение!
Острого топора маловато будет для того чтобы дрова нарубить - можно и ногу оттяпать при излишнем усердии :)
Тупым в какой-то мере даже безопаснее...
agidelka
18 окт, 2011 14:16 (UTC)
Re: Некогда работающим агентам ходить на обучение!
Если у агента нет потребности в обучении, а работа и без этого получается и приносит деньги, то обучаться ему совершенно точно не зачем.
rudolf511
18 окт, 2011 16:28 (UTC)
Re: Некогда работающим агентам ходить на обучение!
Ну да,звезду учить-только портить,,,
rudolf511
18 окт, 2011 16:36 (UTC)
Re: Некогда работающим агентам ходить на обучение!
Ногу при случае оттяпать можно и тупым топором. Обучение- вопрос внутренней потребности и желания что-то менять в своей жизни (в лучшую,разумеется ,сторону).Да,сегодня у некоего субъекта все в шоколаде, работа "прет", бабок немеряно..И еще год, и еще...А потом возможны варианты - тошно стало,все обрыдло, бабок стало мало, или вообдще "захотелось чего-то особенного"... - навыков-то и знаний новых нет, и как реализоваться в новых обстоятельствах??? Вот и прикинь, может стоило чему-то поучиться?
Сергей Николаевич
18 окт, 2011 10:00 (UTC)
Нет предела совершенству.Учиться всегда есть чему
Марина Гусакова
18 окт, 2011 12:47 (UTC)
А как вы относитесь к бесплатной системе образования в СССР, лучшей по всемирному признанию?
rudolf511
18 окт, 2011 13:40 (UTC)
..в СССР...
Очень хорошо отношусь, но ведь это именно то, о чем и говорит Наташа-просто учитель (в данном случае,государство) получало с нас плату в другой форме...
agidelka
18 окт, 2011 14:34 (UTC)
Система образования - мощнейший инструмент влияния на людей.
Давайте рассмотрим, кому выгодна система образования и почему выгодно сделать ее бесплатной.

В государстве очень много граждан, которыми как-то нужно управлять.
Для этого государством созданы нормы (правила) в виде законов, которым все граждане должны подчиняться.
Кроме законов есть нормы морали, которые в нормативных актах не прописаны, но каким-то способом они должны доноситься до граждан и как-то нужно добиться того, чтобы люди этих норм придерживались.
Эти нормы доносятся через семью в первую очередь, так как ребенок появляется там и первые годы жизни, при наилучшем раскладе, проводит с матерью, в семье.
Но семью сложно проконтролировать, доносит ли она выгодные государству нормы и правила до нового гражданина. Это зависит только от того, насколько сами родители прониклись правилами, идеологией государства и насколько они готовы в ущерб своему ребенку эти нормы ему навязать.
Поэтому, в интересах государства - максимально рано ребенка из семьи изъять - ясли, сад, потом школа.
Чтобы ребенка изъять из семьи, его нужно отобрать у матери. Ни одна здоровая мать, инстинктивно своего ребенка не отдаст никому.
Для этого пропагандируется женская эмансипация, равенство с мужчинами и пр. Женщина сама начинает хотеть выпорхнуть из семьи и удариться в работу, учебу и пр.
Огромный комплекс всевозможных моральных установок направлено на то, чтобы женщина по своей воле, вопреки инстинктам, отдала своего ребенка из семьи государственным структурам.

Школа, как в СССР, так и сейчас является инструментом, прежде всего воспитания граждан.
Воспитания, а не обучения как такового.
В школе поощряется "хорошее" , "правильное" поведение ученика. В СССР в школе даже оценки за поведение ставили.
Оценки ученик в школе чаще всего получает не за знания, а за то, как своевременно и аккуратно он посещает занятия, и насколько усидчиво он старается учиться.
Т.е. оценивается нужное государству поведение - послушное.
Попутно, само собой, ребенок обучается по школьной программе, но это не ключевой момент в системе образования.

Бесплатным образование выгодно сделать опять же государству, так как это лучше и проще строит граждан, а также дает доступ системе к обширной аудитории граждан.

Это если очень в общем описать влияние системы образование на человека.
Тема очень обширная, если интересно, то лучше задавайте вопросы.


advecslanskoe13
19 окт, 2011 11:43 (UTC)
Наташа, сколько тебе лет (извини за вопрос - можно не отвечать)))? По фотографии можно сказать, что ты в СССР не жила, а так все понимаешь.
(без темы) - agidelka - 19 окт, 2011 13:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - advecslanskoe13 - 19 окт, 2011 13:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - agidelka - 19 окт, 2011 14:00 (UTC) - Развернуть
Сергей Николаевич
18 окт, 2011 19:16 (UTC)
Платное образование-это прежде всего бизнес,способ заработать деньги,и качество здесь тоже может быть под вопросом.
agidelka
19 окт, 2011 13:46 (UTC)
Соглашусь, качество может быть под вопросом.
Зависит и от размера оплаты за обучения и от того, сколько платят преподавателям частного ВУЗА или компании.
А также от того, на кого работает эта компания, на себя ли, на своих ли собственников или все так же на государство.
Сергей Николаевич
22 окт, 2011 20:58 (UTC)
Наталья,опять Вы про деньги!
...про деньги... - rudolf511 - 23 окт, 2011 06:27 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
6 ноя, 2011 14:36 (UTC)
Ответ стажёра на статью Натальи Джаманбаевой (Ковтуно
Уважаемая, Наталья Джаманбаевна!
С вашими словами: "Обучение обязательно должно быть платным.
Человек устроен так, что то, что он получает даром, не ценится им, вне зависимости от реальной ценности полученного" - я лично, не согласна. Считаю, что они не могут быть применимы ко всем. Во всяком случае ко мне точно не применимы, т.к. по жизни своей я ответственный, думающий головой человек, который старается добиваться на любом рабочем месте профессионализма.Занятия, семинары и тренинги обязательно нужны стажёрам. Все, мною полученные, знания, я систематизирую, оформляю для себя так, чтобы этими материалами было удобно пользоваться: в отдельные тематические файлы, тетради, документы, папки. Также ищу дополнительную информацию, где возможно, для расширения своего кругозора и дальнейшей работы. К сожалению,занятия проводятся далеко от моего места проживания, в северной части города: на Комендантском пр.д.17, на Ланском шоссе д.13, куда приезжать нужно к 10 часам утра. На дорогу у меня уходит 1,5 часа.
( 83 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow